+7(495) 48-08-367
Обратный звонок

/ Какие негативные последствия повлечет за собой принятие поправок к Закону о банкротстве

Какие негативные последствия повлечет за собой принятие поправок к Закону о банкротстве

Дата материала: 19 августа 2019

В июне 2019 года Минэкономразвития РФ обнародовало доработанную версию поправок, которые планируют внедрить в Закон о банкротстве. Нововведения затронут порядок назначения арбитражных управляющих на процедуру банкротства через механизм случайного подбора на базе рейтинговой системы.

Позиция авторов законопроекта

Авторы законопроекта уверены – новая редакция повысит вероятность того, что выбранный управляющий будет объективным, а это позволит устранить «контролируемые» банкротства. Предложенный механизм назначения предполагает выбор кандидатуры на основании рейтинга, формируемого путем подсчета баллов.

Пока право на определение кандидатуры арбитражных управляющих принадлежит кредиторам, которые первыми успели подать заявление о том, чтобы присвоить должнику статус несостоятельного. Такой подход, по мнению авторов поправок к законопроекту, позволяет недобросовестным должникам воспользоваться возможностью прохождения процедуры банкротства под надзором лояльных управляющих.

Почему контролируемые банкротства перестали быть проблемой?

До 2014-2015 годов лояльный управляющий действительно мог существенно упростить для должника процесс банкротства, но сейчас подобные явления встречаются крайне редко.

Связано это с увеличением прав кредиторов, которые способны:

  • оспорить любую сделку или условия реализации имущества;

  • запросить ознакомление с документами;

  • потребовать от контролирующих лиц взыскания причиненного ущерба или привлечь их к субсидиарной ответственности.

Кроме того, ужесточили ответственность для управляющих. Если они будут замечены в попустительстве заинтересованным лицам или нарушении законодательных норм, то это приведет к административным наказаниям и запрету на ведение профессиональной деятельности в совокупности с необходимостью возмещения причиненного ущерба.

Подобные меры практически искоренили проблему контролируемых банкротств. Согласно информации с Единого федерального реестра данных о банкротстве за 2-й квартал 2019 года, в сравнении с 4-м кварталом 2015 года число заявлений, направленных на привлечение недобросовестных управляющих к ответственности, выросло в 4 раза! При этом с 4 до 26% поднялось количество удовлетворенных заявлений, а величина субсидиарной ответственности составляет 79.5 млрд рублей против 3.1 млрд руб.

Таким образом, предлагаемые нововведения выглядят запоздалыми и неактуальными.

Несовершенство балловой системы

К тому же предлагаемая система расчета баллов выглядит несовершенной. Чтобы вести реестр с подсчетом баллов предлагают создание нового органа исполнительной власти, а это выливается в две серьезные проблемы:

  1. Появление нового органа потребует финансирования из госбюджета, что противоречит политике государства по оптимизации расходов.
  2. Расчет баллов происходит по сложным формулам с четырьмя переменными, а некоторые параметры зависят от 3-х лиц и объективных факторов, а вовсе не от действий самих управляющих.

Поправки к законопроекту предусматривают процедуру конкуренции между управляющими, которые могут тратить доступное им количество баллов, чтобы «застолбить» для себя выбранное дело. Проблема в том, что начало процедуры банкротства может сильно затянуться, и в это время управляющий не сможет переключиться на другую процедуру, если не откажется от заявки, а это чревато негативными последствиями.

Предлагаемая система спровоцирует частые отказы от назначения на дела о банкротстве по заявлениям Налоговой службы, т. к. они зачастую предполагают долгосрочные разбирательства.

Кроме того, не совсем понятно, что мешает должнику при новом порядке заручиться лояльностью управляющего после его назначения в строгом соответствии с механизмом рейтинговой системы.

Ограничения по выбору управляющих

Нововведения в Закон о банкротстве игнорируют гарантированные Конституцией РФ права управляющих, требуя от них работы не меньше чем в 2-х субъектах России и согласие на санкции в случае их отказа от назначения.

Кроме того, новые нормы закона не позволят кредиторам выбирать опытных и квалифицированных управляющих, удовлетворяющих их стандартам и требованиям.

Последствия принятия поправок к закону

Если поправки будут приняты, то можно говорить об уничтожении саморегулирования, т. к. за СРО закрепят лишь «бумажную» функциональность в сочетании с созданием компенсационного фонда.

Система подбора управляющих на базе рандомного определения не позволит контролировать выбор кандидата, имеющего специальные знания и опыт для осуществления конкретных видов банкротства. Это приведет к снижению качества проведения подобных процедур, повысив риски обращения за взысканием средств из компенсационного фонда, что ведет к его опустошению и прекращению работы СРО. Да и предлагаемая балльная система выглядит чрезмерно сложной и малополезной.

Таким образом, нововведения повлекут за собой увеличение нагрузки на госбюджет и никого не устроят, что заставляет задуматься о том, а каким, вообще, целям служат эти поправки?

В таких условиях кредитору, решившему инициировать процедуру банкротства, будет намного труднее взыскать долги. Чтобы банкротство ООО было результативным, рекомендуется обратиться к опытным юристам, которые будут контролировать каждое действие и решение арбитражного управляющего. В случае необходимости, специалисты добьются отстранения от дела управляющего.

Другие публикации

20 апреля 2024

Проходите через процедуру банкротства? Узнайте, как изменилось законодательство о несостоятельности, и чего ждать от налоговых органов

20 апреля 2024

Принятие нового законопроекта грозит созданием простора для развития коррупции и усиления бюрократии при рассмотрении в арбитражных судах дел о банкротстве

20 апреля 2024

Готовитесь к судебным спорам в связи с банкротством? Узнайте, какой инструмент урегулирования между кредиторами и должниками готовится к появлению

20 апреля 2024

Готовитесь к корпоративному спору? Узнайте, какие изменения произойдут в порядке их рассмотрения с осени 2019 года

20 апреля 2024

Как защитить свои интересы во время налоговых проверок? Нововведения в налоговый кодекс 2019 года

Возврат к списку