Группой юристов, в которую вошла десятка партнеров известных юридических фирм РФ, подписано письмо против принятия законопроекта, передающего арбитражным управляющим право первичного рассмотрения требований кредиторов по включению в реестр. Пояснительная записка к письму гласит, что большая часть таких требований обычно подтверждается судебными актами, а потому неспособна вызвать какие-либо возражения. Однако суды обязаны осуществлять полноценное разбирательство, извещая участников спора и отправляя им копии документации.
Чтобы разгрузить суды, Верховным судом предложено задействовать арбитражных управляющих, которые должны проводить первичную проверку требований. Кредиторы, которые не согласятся с решениями арбитражных управляющих, получат возможность их обжалования. Однако, по мнению юристов, принятие подобного законопроекта лишь усугубит ситуацию, создав пространство для злоупотреблений.
Добиться нужного результата при банкротстве компаний может быть сложнее: лишь опытный юрист сможет обойти все «подводные камни» и направить процесс в нужно русло.
Юристы высказывают в письме опасения, что принятие подобного законопроекта не сможет разгрузить суды, зато привнесет с собой новый вид рисков. Кроме того, с введением новых законодательных норм произойдет нарушение правила Конституции РФ (пункт 1-й, статья 47) о том, что никто не должен лишаться прав на рассмотрение дел тем судьей и в том суде, к подсудности которых они относятся законом.
В письме также говорится, что при новом порядке судей станут назначать независимо, а арбитражных управляющих – первый из заявителей о несостоятельности (банкротстве). Отказ в таком выборе предусмотрен только по нескольким довольно формальным причинам. Из этого следует – судьи первой инстанции будут объективно мотивированы уменьшать число кредиторов.
Законопроект не уточняет, при каких условиях происходит знакомство с документальными доказательствами, подтверждающими законность требований кредиторов, но в таком случае – как тогда находить аргументы для возражений по включению в реестр? В то же время в действующих законах и готовящемся к принятию новом законопроекте не прописаны ограничения по месту нахождения арбитражных управляющих. На практике это теоретически может привести к тому, что дело о банкротстве станут рассматривать в Санкт-Петербурге, а управляющего назначат из Владивостока.
Юристы, направившие письмо, согласны с тем, что суды перегружены спорами по банкротству, но настаивают на необходимости выбрать другие пути по их разгрузке. К примеру, можно прекратить рассылку процедурных определений, т. к. дела о банкротстве относятся к категории высокопрофессиональных процессов, где всем участникам известно о процессуальных правилах. Также можно использовать упрощенные правила судопроизводства по отношению к делам о несостоятельности, что сократит текущую бюрократию.
Кроме того, законопроект вводит норму, при которой каждый, кто не согласится с выводами управляющего, может обжаловать их в судебном порядке, где действуют привычные всем процессуальные гарантии. На первый взгляд, все логично, но на практике это создает широкий простор для злоупотреблений.
Например, управляющие могут включить мажоритариев в реестр по сфабрикованным документам или даже оформить отказ неугодным претендентам. Впоследствии на обжалование подобных решений придется потратить как минимум пару месяцев, за которые собрание кредиторов примет все ключевые решения.
В комитете Госдумы некоторые чиновники тоже обеспокоены недостатками законопроекта. Например, Михаил Бугера отметил – необходимо поднять степень ответственности для управляющих, которые формируют реестр, т. к. они зачастую могут защищать заинтересованных лиц. Бугера призывает подумать и о позиции управляющих, которым в таком случае станет грозить непомерно большая ответственность, да и законопроект не говорит, кто и как станет доплачивать управляющим за выполнение новых функций.
По мнению Бугеры, не каждый управляющий справится с трудными ситуациями (залоги, аффилированные кредиторы и т. п.). По этой причине требуется составление градации требований. Несмотря на наличие замечаний, в целом комитет Госдумы поддерживает принятие нового законопроекта, что повышает вероятность его подготовки ко второму чтению.
Проходите через процедуру банкротства? Узнайте, как изменилось законодательство о несостоятельности, и чего ждать от налоговых органов
Готовитесь к судебным спорам в связи с банкротством? Узнайте, какой инструмент урегулирования между кредиторами и должниками готовится к появлению
Готовитесь к корпоративному спору? Узнайте, какие изменения произойдут в порядке их рассмотрения с осени 2019 года
Как защитить свои интересы во время налоговых проверок? Нововведения в налоговый кодекс 2019 года
В марте 2019 вступили в силу изменения к КоАП. Узнайте, какие новые виды административных правонарушений и наказаний введены в действие